История развития электронной коммерции идет
в ногу с развитием сети интернет. Можно считать, что электронная
коммерция зародилась еще в 1971 году, когда впервые была запущена служба
электронных писем. К сожалению, немногие пользователи пользуются тем
старым протоколом электронной почты, а для этого тратят свои ресурсы на
посещение почтовых сайтов, хотя хватает одной грамотной настройки
почтовой программы и она будет доставлять вам всю свежую почту
самостоятельно. Система электронных писем до сих пор активно
используется в электронной коммерции. Любой интернет-магазин,
интернет-аукцион имеет собственный электронный ящик для обмена
информацией между менеджерами и клиентами. Следующим значимым
этапом развития сети Интернет, и соответственно развития электронной
коммерции можно считать 1983 год, когда появились сетевые протоколы
современности TCP/IP, благодаря которым стало возможным объединение
компьютеров в единую сеть в определенном регионе. Это позволило
коммерческим организациям обмениваться информацией между офисом и
складами, что позволяло существенно сэкономить на аренде помещений в
центре города, где чаще всего располагаются офисы. Все же
толчком в построении сети Интернет и развития интернет коммерции можно
считать 1984 год, когда официально были утверждены принципы и стандарты
создания распространения доменных имен, которые мы до сих пор
используем. Ценность доменных имен для сети Интернет и для
интернет коммерции трудно переоценить. Трудно себе представить, что мы
бы заходили на любимый сайт путем вбивания различных IP адресов после
строк http://. Многие доменные имена говорят сами за себя. Например,
интернет-магазин любимого магазина электронной техники, часто можно
найти введя его имя на латинице с указанием зоны .com или .ru. Это
значительно упрощает поиск нужного объекта электронной коммерции в сети
интернет для конечного пользователя. А упрощение поиска приводит к
повышению посещаемости, что в свою очередь благоприятно сказывается на
самом объекте интернет коммерции. Значительным прорывом для
интернет коммерции можно считать восемьдесят восьмой год, когда был
разработан и внедрен IRC протокол обмена мгновенными сообщениями. На
базе данного протокола построены такие знаменитые программы как ICQ, QIP
и т.д. Практически на любом объекте интернет коммерции имеются
несколько рабочих номеров ICQ горячей поддержки пользователей, по
которым в он-лайн режиме решаются все возникающие вопросы. Это в разы
быстрее, нежели электронная почта и гораздо удобнее, как для самого
объекта электронной коммерции, как и для конечного потребителя.
Но апогеем интернет коммерции можно считать 1991 год, когда всемирная
паутина, наработанная всем миром, стала общедоступной во всем мире.
Именно с этого момента интернет аукционами в США могли пользоваться
пользователи Советского Союза имеющие доступ к сети. К сожалению,
таковых было не много. Для этого достаточно представить цифру, что
компьютерная оснащенность населения на 2009 год в России составляет не
более 28% - довольно драматичные цифры, когда в США данная цифра
достигает 99%. Если двадцать первый век западный мир встретил с
развитой структурой электронной коммерции с множествами платежных
систем, интернет магазинов и интернет аукционов, то Россия встретила его
наличием интернет каталогов продукции крупнейших сетей магазинов в
России, где о наличии товара подробнее предлагалось узнать
непосредственно в магазине. Перспективы российской интернет коммерции.
Российская электронная коммерция молода, как и вся ее экономика. Но и она
развивалась в непосредственной тесной связи с развитием сети Интернет в
нашей стране. Основными показателями нашей сети являются доменные зоны
.su и .ru. Про первую доменную зону знают немногие пользователи и отсюда
ее вклад в российскую электронную коммерцию не велик. Он был
зарегистрирован в 1990 году, когда гражданам Советского Союза было
далеко не до Интернета, так как с компьютерами они встречались лишь на
работе, а доступ к Интернету был только в наших столицах. Но с
российской интернет коммерцией тесно связана доменная зона .ru, которая
была зарегистрирована в 1994 году и многие наши интернет магазины
размещены в данной доменной зоне. Как уже говорилось, Интернет
впервые появился в столицах нашей страны Москве и Санкт-Петербурге,
отсюда и развитость интернет коммерции в этих городах - мегаполисах.
Причем, оборот электронной коммерции в Москве в разы выше оборота
интернет коммерции в Санкт-Петербурге. В регионах нашей страны ситуация
более чем плачевная. Оборот интернет коммерции всех регионов врятли
может сравниться с оборотом интернет магазинов предназначенных для наших
городов мегаполисов. Но в последние годы, электронная коммерция
начала свое развитие и в регионах. Чаще всего в регионы выдвигаются
столичные интернет магазины для расширения рынка сбыта. Данное
направление является довольно перспективным, так как во многих регионах
появились широкополосные каналы доступа к сети интернет и безлимитные
тарифные планы доступа в интернет. А, учитывая тот факт, что электронная
коммерция всегда шла в ногу с развитием самой сети интернет и, по сути,
являлась ее движущей силой, то можно быть уверенным, что региональный
рынок интернет коммерции в скором времени начнет наращивать свой
торговый оборот. Главная задача не упустить время и вовремя занять свою
нишу.
|