ПРЕИМУЩЕСТВА КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Электронная
коммерция в России не стала пока еще достаточно широко распространенной формой
совершения актов купли-продажи и заключения деловых сделок, осуществляемых с
помощью Интернета. В настоящее время Россия значительно отстает от развитых
стран в разработке и использовании элементов инфраструктуры системы электронной
коммерции (по некоторым оценкам отставание от США составляет 7 лет). Из-за
слабости национальной экономики Россия принимает весьма ограниченное участие в
формировании нового экономического миропорядка. Основу его составляют новейшие
технологии, глобальная телекоммуникационная сеть, главным представителем которой
является Интернет.
За последние
годы в сфере электронной связи осуществилась технологическая революция.
Произошло достаточно быстрое развитие систем обмена электронными данными, в том
числе и на основе использования, электронной почты и Интернета, которые
принципиально изменили способы осуществления коммерческих сделок и торговых
операций. Процедуры осуществления внутринациональных и интернациональных
торговых операций стали более простыми и требующими значительно меньших затрат
времени по сравнению с традиционными формами торговли. Важное экономическое
преимущество электронной торговли заключается в том, что она позволяет снизить
издержки обращения на 20 – 30%.
Дальнейшее
расширение состава стран-участниц Всемирной торговой организации и принятия ее в
рамках Соглашения, касающегося основных средств связи, создают реальные и
благоприятные возможности для организации и становления глобального (всемирного)
рынка электронной коммерции. Россия должна будет учитывать принятые
международные требования и рекомендации по данной проблеме.
Российская
Федерация не уделяет достаточного внимания решению проблем, связанных с
развитием и дальнейшим совершенствованием систем электронной коммерции. Однако в
России функционирует определенное количество электронных магазинов. Товарооборот
каждого из них весьма скромный и составляет в среднем $2,3 – 3 тыс. год.
Совокупный годовой оборот отечественных электронных магазинов по самым
оптимистическим оценкам составил в 1999 г. примерно $145 тыс. Согласно данным,
приведенным компанией ActivMedia
Inc., товарооборот
за 1998 г. достиг в США $73,8 млрд.
В 2003 году
объем российского рынка интернет-услуг составил 350 млн долларов. Эти данные
приводятся в докладе министра связи РФ Леонида РЕЙМАНА на конференции
"Инвестиции в развивающийся рынок интернет-технологий России".
Все
отечественные электронные магазины сталкиваются с рядом проблем, которые требуют
несложного решения. Среди наиболее серьезных следует выделить
такие:
-
практически
полное отсутствие со стороны государственной власти пропаганды идей законности и
экономической целесообразности широкого использования систем электронной
коммерции (что обусловлено «непониманием – от незнания»);
-
весьма
ограниченное количество людей, владеющих электронными кредитными
карточками;
-
недостаточная
развитость системы электронных платежей; поэтому в российской действительности
пока еще контакт при оплате покупки «человек – человек» остается необходимым и
преобладающим;
-
отсутствие
практических рекомендаций, связанных с обеспечением наиболее целесообразного
сочетания в использовании известных российских платежных систем с зарубежными
платежными системами, что позволило бы обеспечить более высокую надежность и
эффективность функционирования российских электронных магазинов;
-
отсутствие
необходимой и достаточно масштабной поддержки со стороны государства в
становлении современной инфраструктуры систем электронной коммерции;
-
невозможность
обеспечения достаточно высокого уровня безопасности обмена данными между
участниками электронной торговли;
-
нерешенность
проблемы обеспечения эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность;
особенно это касается тех товаров, которые могут распространяться электронным
способом, а значит, и могут быть скопированы;
-
неразработанность
надежных механизмов, гарантирующих необходимую секретность и безопасность
осуществления электронной коммерции в открытых сетях;
-
отсутствие
профессионально подготовленных специалистов, способных эффективно работать в
системе электронной коммерции (подготовка вузами России специалистов в области
коммерции ориентирована преимущественно на традиционные формы проведения
торговли);
-
отсутствие
ориентации участников электронной торговли на такую систему цен на товары и
услуги, которые удовлетворяли бы требованиям большей части потенциальных
покупателей;
-
слабость
правовой базы, призванной регулировать взаимоотношения участников электронной
торговли;
-
отсутствие
специальных методик, позволяющих сколько-нибудь достоверно оценить экономическую
эффективность создания и функционирования Интернет-компаний (в том числе и
электронных магазинов);
-
ограниченные
возможности создания дополнительных рабочих мест из-за невысоких темпов развития
систем электронной коммерции.
|